“Свободная пресса”: «Обедом Путина» можно накормить 7 россиян
Питание президента и премьер-министра резко отличается от рациона простых людей
Оригинал материала – svpressa.ru.Опубликовано – 22 апреля 2011.Автор – Павел Пряников
Третья беда России
19 апреля в Россию пришла беда: в Санкт-Петербурге сгорел любимый ресторан Владимира Путина «Подворье». В этом ресторане президент №2 любил питаться на протяжении последних 20 лет. «Вместе с рестораном «Подворье» сгорела целая страница в биографии премьера РФ Владимир Путина», – переживают лица, обслуживающие частную жизнь премьера.
В это заведение Путин стал захаживать, как только у него появились деньги – т.е. с момента его поступления на должность вице-губернатора Санкт-Петербурга. Но и перебравшись в Москву, Владимир Владимирович нет-нет, но навещал любимый общепит. В ресторане «Подворье» даже включили в меню «Обед Владимира Путина» – он его заказывал из раза в раз. Из него видно, что составляет привычный рацион премьера: царская уха, «Сковородка» (мясное ассорти от шеф-повара: лангет, колбаска, эскалоп и домашняя котлетка), говядина под острым чесночно-сметанным соусом, осетрина горячего копчения с лимоном и маслом, десерты. Стоит такой «Обед Путина» из 5 блюд (не считая спиртного) 65 евро (или 2600 рублей).
Платил ли сам за этот обед Владимир Путин, все ли 100% его стоимости или со скидкой – в ресторане умалчивают. Но даже если принять на веру эту цифру, то становится интересно – сколько же в «Обеде Путина» общепитовских трапез среднестатистического россиянина. Тем более актуален такой подсчёт на фоне относительно недавнего заявления главы Федерального агентства по делам молодёжи Василия Якименко. Напомним, летом 2010 года стыдил простых россиян: «Суть проекта очень простая: любое предприятие, которое тратит больше, чем нужно, не важно чего, электричества, например, неэффективно. Человек, который ест больше, чем ему нужно, обкрадывает страну и Путина, в частности. Путин может все, но он не может похудеть за отдельно взятого человека».
Полной статистики по обедам россиян в масштабе всей России нет. Зато есть региональные исследования по Москве, где услуги общепита несколько дороже питерских. Средний бизнес-ланч, наиболее популярный тип питания для столичных служащих, тут обходится в 259 рублей (или в 6,5 евро). Это в 10 раз дешевле «Обеда Путина». А средняя стоимость обеда по всему спектру московского общепита (от столовой до дорогого ресторана) – 400 рублей (10 евро). Или почти в 7 раз дешевле путинского обеда.
А насколько Владимир Путин “переедает” россиян в быту? Информация на этот счёт закрытая, но кое-что о рационе премьера всё же попадает в поле зрения. Так, в 2003 году западные СМИ, описывая распорядок дня Путина, обращали внимание и на его питание: «Окна путинского кабинета, расположенного в северо-западной части здания на третьем этаже, выходят на Красную площадь. Комната выглядит строго и безлично, в чем-то даже старомодно: устаревший телевизор, несколько десятков громоздких телефонных аппаратов, напрямую соединяющих президента с кабинетами его кремлевских помощников и других высокопоставленных чиновников. Его личная столовая также расположена на третьем этаже; при ней имеется винный погреб с коллекцией испанских красных вин – их президент особенно любит. Под закуски (вкуснейшие разносолы, с которых начинается традиционный русский обед) Путин любит выпить пару рюмок водки, а заканчивает трапезу коньяком из Дагестана».
Шеф-повар Кремля Анатолий Галкин рассказывал «Вестям.ру», что «Медведев и Путин очень следят за собой и употребляют в пищу много овощей, фруктов и зелени. Много очень раздельного питания. На официальных приемах первые лица предпочитают специальный коктейль, состоящий из большого количества льда, капли лимонного сока, мяты, капельки сиропа и 50 граммов шампанского. Необыкновенно утоляет жажду».
Наследный гурман Путин
Пристрастия Путина к изысканным, возможно, связаны с карьерой его деда – Спиридона Путина. Предок президента №2 ещё в 1920-е годы попал на кухню местообитания высшей номенклатуры того времени – в подмосковные Горки. Считается, что он успел покормить Владимира Ильича Ленина, а для Надежды Константиновны Крупской, Марии Ильиничны Ульяновой и Дмитрия Ильича Ульянова он готовил до их последних дней.
Спиридон Путин кормил и Сталина, и других первых-вторых лиц государства. Правда, профессию свою не очень любил, объясняя почему: «Приготовишь, всё сожрут, и памяти никакой не останется».
Спиридон Путин ушёл из жизни, когда его внуку Володе было 12 лет. Но будущий президент успел застать стерляжью уху, которую любил готовить дед, а также баранину с кавказскими травами. С тех пор Путин и не изменяет детской привычке питания.
Медведев поклонник французской кухни
Если Владимир Путин предпочитает пусть и изысканные, но всё же блюда русской и кавказской кухни, то нынешний президент Дмитрий Медведев уже демонстрирует европейский вкус.
В свои повара он выписал из Франции знаменитого кулинара Жерома Риго. Под управлением француза находится 30 поваров – они обслуживают как самого президента, так и его званые и официальные обеды.
Риго рассказывал, что «президент Медведев очень любит рыбу и морепродукты. Например, салат из лангуста. Также он любит экзотические блюда, сладкое и солёное». А один из поваров (подмастерье при Риго) специализируется ещё на одном любимом президентом блюде: фаршированной щуке (это одно из традиционных еврейско-ашкеназийских блюд).
В интервью французским СМИ Риго так описывает изменившееся благодаря ему мировоззрение президента №3: «Дмитрий Медведев смог попробовать чёрную соль, тайваньский чай и французский шоколад Weiss. И ещё поговаривают, что Дмитрий Медведев гораздо требовательней в выборе блюд, чем Владимир Путин. И что питаться он хочет «как в Европе». Новые идеи в политике, новые блюда на столе…»
Сытый голодного не разумеет
В отличие от Владимира Путина, у Дмитрия Медведева был шанс не только сытно питаться французскими деликатесами, но и подкормить простой народ. И с этим шансом президент №3 не справился.
Сейчас уже позабылось, что находясь пару лет в качестве «президентского преемника», Дмитрий Медведев взялся развивать нацпроект «Школьное молоко», а также курировал внедрение «передовых школьных обедов». В 2007 году, побывав в Татарстане, Медведев восторгался тамошним питанием в школах – обед для учеников обходился… всего в 16 рублей. Уважаемый читатель может себе представить, какую еду можно приготовить на 16 рублей. «Это революция в школьном питании! Этот опыт можно тиражировать в масштабах всей страны!» – умилялся Медведев.
(Несложно, кстати, подсчитать, что на сумму «Обеда Путина» можно приготовить 163 школьных обеда).
Для сравнения: стандартный школьный обед в США стоит 2 доллара 78 центов (около 80 рублей). При этом 1,5 млн. американских школьников из малообеспеченных бесплатно питаются в школах.
А программа «Школьное молоко» предполагала, что российские ученики будут бесплатно выпивать 1 стакан молока в день (в каких-то регионах предполагалось и 3 стакана молока). При этом Медведев тогда приказал разливать «школьное молоко» в яркие упаковки – якобы из стаканов школьники молоко не пьют.
И вот уже на втором году президентства Дмитрия Анатольевича выяснилось, что «яркая упаковка» поспособствовала тому, чтобы нацпрограмма провалилась.
Вот как объяснял провал в своём регионе первый замминистра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин: «Представленный минобром проект оказался совершенно невыгодным для производителей молока, то есть самих крестьян. Дело в том, что стоимость услуг сельхозпроизводителей по проекту составляла не более 20%, остальные 80% составляли затраты на изготовление упаковки. Похоже это выгодно переработчикам и производителям тары, только не нам. В качестве альтернативы мы предлагали завозить разливное молоко или обустраивать при детсадах и школах молочные кухни, но наши предложения не приняли. Вот и получается, что из-за чиновников и переработчиков страдают крестьяне-производители и дети – на сегодня самые незащищенные категории»,
В отличие от высших должностных лиц, школьники из простых российских семей питаются плохо и нерегулярно. Ещё в 2007 году врач-диетолог ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы Тамара Попова приводила данные, что в среднем гастрит встречаются у 100-150 школьников на каждую тысячу человек.
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, только 15-20% российских школьников получают горячее питание. Многие дети, особенно из малообеспеченных и неблагополучных семей, лишены возможности нормально питаться дома.
Знают ли об этой удручающей статистике гурманы Путин и Медведев? Не приходило ли им в голову хоть раз позвать к себе на званый обед голодных детей, а не попрекать их устами своего подчинённого, что те объедают верхушку власти.
Как Путин оппозицию перехитрил
— 5.03.12 16:01 —
Вчера мы с коллегами по «Демократическому выбору» весь день занимались ловлей пресловутых «каруселей» — одной из основных технологий фальсификаций на вчерашних президентских выборах. Работа по поимке «каруселей» — дело сложное, практически недоступное для профессионально неподготовленного наблюдателя. Можно легко зафиксировать такие нарушения, как опечатывание избирательных урн без присутствия наблюдателей, вбросы пачек бюллетеней, неправильный подсчет голосов и т. п.
Но очень сложно сориентироваться, когда обычные люди подходят к представителю участкового избиркома, получают один бюллетень (как и все остальные), опускают его в урну — на первый взгляд, в этих действиях нет ничего предосудительного. Наблюдатель не может видеть автобуса, который подвез к избирательному участку целую группу «карусельщиков», которые сидят снаружи и ждут своей очереди. Он не может видеть, что те же самые люди сразу после голосования поехали на другой участок и проголосовали там же. Ему трудно заметить, какой именно документ предъявляется члену избиркома для получения бюллетеня, трудно сориентироваться, по какому списку бюллетень был выдан, изъяли ли у пришедшего открепительное удостоверение или оставили ему, чтобы он мог кататься с ним по участкам дальше.
На выборах 4 марта власть сделала ставку именно на такие, сложные технологии фальсификаций, трудно видимые постороннему глазу.
То, что за несколько дней до выборов практически повсеместно закончились открепительные удостоверения (такого никогда раньше не было ни на одних выборах), давало ясный сигнал. Открепительные не смогли получить многие тысячи реальных избирателей (рискну предположить, что значительная их часть хотела голосовать против Путина), потому что их раздали «нужным людям».
Но главной технологией вчерашних фальсификаций стали не столько привычные «карусели» и махинации с открепительными удостоверениями, а весьма объемные «дополнительные списки» для голосования, спущенные накануне из территориальных избиркомов. Иногда количество людей в этих списках превышало половину числа собственно жителей (так произошло, например, на УИК № 2936 в Москве, на ул. Мневники: в дополнительном списке оказалось около 790 человек, прописано же на территории примерно 1300 человек).
В среднем, по оценкам наших наблюдателей, по «дополнительным спискам» голосовало до 20% от явки избирателей. 20% от явки избирателей в целом по стране — это почти 14 миллионов голосов. Победа в первом туре была обеспечена Путину с перевесом в менее чем 10 млн голосов.
Интересная штука с пресловутыми «дополнительными списками» избирателей в том, что закон допускает формирование таких списков для голосования работников, занятых на предприятиях с непрерывным циклом работ или на работах, где невозможно уменьшение продолжительности смены.
Несмотря на формальную законность таких списков, вчера по факту по участкам катали сотрудников контор типа энергосбытов или водоканала, которые к непрерывному циклу не имеют никакого отношения. В целом объяснения массового подвоза людей на избирательные участки в Москве как «подвоз работников предприятий непрерывного цикла», озвученные вчера председателем Мосгоризбиркома Горбуновым, выглядят смешно: в Москве предприятий непрерывного цикла очень мало, на крупнейшем из них — Московском НПЗ — официально работают 3000 человек, из них непосредственно в смену, попадающую на выборы, — ну, может быть, 500. И что-то в предыдущие годы мы никогда не наблюдали такого массового мельтешения по Москве избирательных автобусов, заботливо помогавших выполнить свой гражданский долг работникам предприятий непрерывного цикла: это вдруг понадобилось только 4 марта 2012 года, когда оказалось нужным спасти Россию от «оранжевой угрозы».
«Дополнительные списки» избирателей где-то формировались грамотно и законно (индивидуальные заявления поданы за 3 дня до дня голосования, сами списки прошиты и опечатаны), но где-то организаторы не успевали сделать все как следует — тогда сброшюрованных и опечатанных списков не было, а для подъезжающих списки составляли на ходу от руки, такие случаи часто ловили за руку наблюдатели. Но, главное,
есть информация, что «допсписки» были продублированы на нескольких избирательных участках, и работников водоканалов просто возили от одного участка к другому.
Мы намерены официально потребовать от ЦИК полной информации о числе проголосовавших вчера по «дополнительным спискам»: если эта цифра превысит 10 млн человек (а именно такие у нас предположения, основанные на анализе всего массива вчерашней информации), то, значит, победу Путина в первом туре можно смело ставить под сомнение.
«Организованное голосование» — главный вопрос ко вчерашним выборам. Происходившее слишком часто напоминало не свободное волеизъявление граждан, а какую-то поголовную обязательную диспансеризацию. Вот видео массового организованного подвоза людей для голосования на участок 2061 на улице Большая Черемушкинская в Москве: работники предприятий непрерывного цикла жаждут поскорее проголосовать против ненавистной оранжевой гидры. Даже на участке, где голосовал Путин, около трети проголосовавших были «привозные» по допспискам: как можно убедиться на видео, этим были недовольны местные жители элитного района, не привыкшие видеть на своем избирательном участке так много работников предприятий непрерывного цикла одновременно.
Ну и традиционные «карусели» сыграли роль, конечно. Их вчера сдвинули в ограниченный набор районов, подальше от мест сосредоточения журналистов и иностранных наблюдателей — на север Москвы (Хорошёво-Мневники,
Дмитровское шоссе), а также подальше в Московскую область (привет «Борису Всеволодовичу»): нам удалось не только заснять видео «карусели» в городе Пушкино (вот первая
часть, вот вторая), но и без проблем получить избирательный бюллетень, предъявив паспорт с вклеенной почтовой маркой, с пропиской в другом регионе и отсутствием открепительного удостоверения.
Но это все довольно сложные технологии фальсификаций: для поимки их за руку нам приходилось внедрять наших активистов в среду «карусельщиков», снимать скрытой камерой. Это крайне непростое дело, непрофессионалам оно не под силу. В этой ситуации надо признать, что
рекрутированный гражданскими организациями многотысячный корпус независимых наблюдателей оказался с политической точки зрения довольно бесполезен. Власть блестяще обвела этот корпус вокруг пальца: люди честно отсидели весь день на участках, многие из них не зафиксировали нарушений и получили протоколы, где сказано, что Путину досталось подавляющее большинство голосов.
Кстати, именно от наблюдателей, делегированных «Лигой избирателей», «Гражданином наблюдателем» и т. п., можно уже услышать комментарии о том, что Путин выиграл в первом туре честно.
Это, разумеется, не так. Но факт в том, что оппозиция фантастически проспала президентские выборы — собственно, об этом приходилось уже много раз писать. Все это время она занималась креативными флешмобами, выбором улиц для шествий, бралась за руки в едином благородном порыве, а потом получилось как в известной переделке басни про стрекозу и муравья: наступила зима, стрекоза уехала на спортивной машине во Флориду, а муравья раздавили. Путин пришел и выиграл.
Хоть выиграл он и нечестно (с учетом всех известных нам фактов фальсификаций, о которых я писал выше и которые не позволяют всерьез говорить о «честной победе»), но вот оппозиция совершенно точно честно проиграла.
Теперь оппозиции предстоит долгое и мучительное осознание того факта, что победить Путина креативными флешмобами не удастся — нужно учиться упорной, рутинной и на первый хипстерский взгляд бесполезной олдскульной политической работе.
Я рад тому, что шанс осознать это представился. Такая своеобразная, но потенциально эффективная шоковая терапия — избавление от иллюзий и неработоспособности оппозиции через победу Путина с результатом 64%. Горькое, но отрезвляющее лекарство.
Тeги: Выборы 4 марта 2012 года, Владимир Путин, «карусели», фальсификации на выборах, оппозиция
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/column/milov/4026641.shtml