Журнал “Профиль”: “Единство противоположностей”
Осенью 1999 года движение “Единство” вовсе не выглядело победоносным. Трудно было представить, что через десять лет оно превратится в могущественную “Единую Россию”.
Оригинал материала – profile.ru. Опубликовано – Журнал “Профиль”, №36(639) от 05.10.2009.
Автор – Михаил Виноградов
О том, как создавалось “Единство” и как оно смогло победить своих оппонентов, вместе с корреспондентом “Профиля” вспоминал Игорь ШАБДУРАСУЛОВ. Осенью 1999-го он работал первым заместителем главы администрации президента РФ и стоял у истоков движения.
– Игорь Владимирович, как вы оказались вовлечены в работу по созданию “Единства”?
– С осени 1998 года я работал гендиректором ОРТ и был уверен, что моя работа на госслужбе закончилась. Но тогда же премьер-министром был назначен Евгений Примаков, и почти сразу стали формироваться два политических лагеря – президентский и премьерский. На лагери начала делиться не только федеральная власть, но и губернаторы, имевшие тогда не в пример больше веса и возможностей. В конце 1998-го был сформирован предвыборный блок “Отечество-Вся Россия” во главе с Примаковым и Лужковым. И сначала в неявной форме, а потом уже и в явной, публичной, он позиционировал себя как партия, находящаяся в оппозиции президенту и его окружению. Разговоры о том, что нужно создать противовес, появились почти сразу же после формирования ОВР.
– От кого исходили идеи и распоряжения? Кто был “мозгом” этой уникальной кампании?
– В июле-августе 1999-го эти разговоры приобрели более явное содержание, причем смысл был такой – “надо попробовать: получится – хорошо, а нет – будем искать другие варианты”. У истоков этой дискуссии стояли Валентин Юмашев, Борис Березовский, Александр Волошин, отчасти Владислав Сурков. Для меня эта дискуссия закончилась звонком Бориса Николаевича Ельцина, который сказал, что мне нужно вернуться на госслужбу и заняться этим проектом.
– Расскажите, как вы подбирали лидеров “Единства”.
– Переговоры велись с разными людьми. Мы пришли к решению не создавать большую “сборную солянку”, которая еще и внутри этого списка будет между собой конкурировать. Согласитесь, троих проще объединить, чем 12 или 20. В результате мы пришли к этому нетривиальному решению, оно далось не без труда, – сконцентрироваться всего на трех лидерах. У меня, и не только у меня, были очень долгие консультации с Сергеем Шойгу, его выдвинули первым. Все знали главу МЧС, знали, чем занимается ведомство, хотя он и не был до того публичным выборным политиком. Карелин – другая история: сила и спорт, уникальный спортсмен, а Гуров – легендарная личность, связанная с той самой борьбой с коррупцией, с которой борются до сих пор. Так сформировалась “тройка”, и на нее стали делать акцент.
– Но ведь нужно было еще найти людей с мест?
– Была огромная проблема с региональными списками. Во многих регионах, стоявших близко к ОВР, нам приходилось выбирать из второго, а то и из третьего эшелона местных элит. Многие опасались, не верили, боялись дискредитации. И очень много кандидатов было отсеяно после проверок по линии силовых структур. Причем мнение ФСБ далеко не всегда совпадало с мнением МВД. В результате в финальный список, и, соответственно, в Госдуму, попали многие люди, которые даже в принципе на это не рассчитывали, а были внесены просто “для галочки”, на уровне вице-губернаторов, региональных чиновников, главврачей больниц, предпринимателей и т.д. И после формирования состава Думы к нам были упреки: мол, кого вы нам определили? Но если вы даже сегодня посмотрите состав Госдумы, там немало тех, кто пришел с “Единством”. Начиная с председателя.
– ЕР сейчас аккуратно дистанцируется от своего юбилея. В основном из-за расхожего мнения, что “Единство” придумал Березовский.
– Опять персонализация! То, что он стоял у истоков избирательного блока, создававшегося для противостояния блоку ОВР, не подлежит сомнению. То, что он был чуть ли не единственным, кто изначально лоббировал эту идею, – тоже факт. А вот на стадии реализации проекта он стоял далеко: не занимался этим, не курировал. На этапе самой избирательной кампании какие-то креативные идеи шли и от него, но на уровне… (делает круговое движение кистью руки), а не на уровне карт, планов, схем, одобрения или отклонения каких-то решений. Кстати говоря, также несправедливо принижать и роль самого Владимира Путина в этом проекте, особенно на финальном этапе избирательной кампании. На мой взгляд, его прямая и косвенная поддержка “Единства” дала не менее 50% успеха всего этого дела.
Можно как угодно относиться к тем или иным персонажам, но переписывать историю не стоит. Ребята, что было – то было! После того как Березовский оказался в опале, уехал, стал чуть ли не главным врагом власти, многие из тех, кто сегодня у власти (или при власти), забыли или делают вид, что забыли, о своих с ним отношениях. Бог им судья. До сих пор помню замечательные репортажи ребят с НТВ, занимавших позицию “анти”: “Вот мы увидели, как по коридору на Старой площади в кабинет к Шабдурасулову прошел Шойгу в 8.30 вечера, а ближе к полуночи у 1-го подъезда мы замечаем Березовского! Вот где тайный штаб…” Смешно это было, конечно.
– Вы не жалеете, что стояли у истоков “Единства” и “Единой России”?
– Что стоял у истоков “Единства” – нет, абсолютно не жалею. Это был уникальный и вполне успешный проект. С “Единой Россией” другая история. В политике трудно говорить о принципах, поэтому я могу умом понять последующее объединение двух непримиримых, казалось бы, врагов и превращение их в единую структуру со значительным кадровым перемешиванием. Но в тот момент я уже не занимался этим, и, если бы тогда мне сказали “займись этим!”, я бы отказался. По принципиальным соображениям.
ДОСЬЕ
ШАБДУРАСУЛОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1957 году. В 1979-м окончил географический факультет МГУ, работал в Институте географии АН СССР. С 1992 года – в аппарате правительства РФ. В 1995-1998 годах – начальник департамента культуры и информации аппарата правительства РФ. В 1998-м – зам-руководителя администрации президента РФ. В 1998-1999-м – гендиректор ОАО “ОРТ”. В 1999-2000-м – первый замруководителя администрации президента РФ.
Известные личности о Владимире Путине
Отношение к Владимиру Путину
Отношение к Владимиру Путину
Известные личности о Владимире Путине